Что такое грех?

разбитое стекло

Под грехом в Церкви подразумеваются два понятия.

  • Грех, как падшее состояние природы человека — если сравнивать ее с той, что была когда-то, до грехопадения.
  • Грех, как проступок: то есть, нарушение какой-либо Божией заповеди.

Что такое грех? Проступок

Пьянство, воровство, убийство, блуд, лукавство — и еще множество других грехов. Это проступки, которыми человек увеличивает расстояние между собой и Богом. При этом, многие из них создают вред не только самому человеку-совершающему, но и окружающим.

Человек, обманывая, убивая, пьянствуя, привносит в мир рознь и страдание. Он бы мог дарить окружающим любовь и созидать вокруг себя гармонию, но вместо этого совершает плохие поступки — грехи. А сколько еще их остается на уровне помышлений — то есть несовершенными поступками, но уже созданными, мыслью…

Поэтому-то православный кается в своих грехах, говоря: «Прости меня Господи, что очередной день, вместо того, чтобы жить по заповедям Твоим, я удаляюсь от Тебя, а может быть и других отторгаю».

православный монах молится

Он кается, иногда плачет — потому что искренне хочет жить по-новому, а иногда недоумевает — ну почему же, всё прекрасно зная и понимая, всё равно грешит: ругается со всеми, обманывает, осуждает…

Итак, грех как проступок: такое понимание правильное, но не окончательное.

Грех, как болезнь души

За время нескольких десятилетий моего духовнического служения я с печалью убедился, что редки люди, уразумевшие чувством сердца подлинную природу греха. Обычно они стоят на уровне человеческой морали, и если когда и поднимаются над ним, то все же недостаточно.

архимандрит Софроний Сахаров

Все поступки человека имеют свою причину и совершаются не просто так. В том смысле, что любому действию сначала предшествует решение — мысль.

Но почему человеку вообще приходят плохие помыслы? Почему в нем не рождаются только хорошие мысли, которые бы привели к миру во всем мире и в каждом доме? Отчего так недоумевает тот человек, которые вроде бы всё давно знает и понимает, но все равно продолжает грешить?

Так происходит, потому что сама природа человеческая «повреждена». Она имеет в себе «грех», который тянет человека от пути равноангельского в сторону, где человек думает и совершает поступки, которые не приносят пользы ни ему, ни окружающим. Такое положение вещей сложилось после грехопадения.

Что такое грехопадение?

Церковь основывается на Священном Писании (третьей главе книги Бытия). Одни богословы и священники толкуют эту историю буквально, другие — считают ее изложение символичным, поскольку грехопадение (зарождение в человеке греха) — это событие, которое словами не передаваемо.

В это месте Библии рассказывается о том, что когда-то человек жил вместе с Богом и только с ним. Человек дал каждому животному и птице характер — «Имя», — и по сути, создал их.

Человек — Адам и Ева, — находясь на Земле, одновременно пребывал в Вечности. Но затем Адам и Ева, ослушавшись Бога, съели запретный плод. Это породило в их (а теперь и нашем) существе тот самый грех — человек стал смертным, в его жизни появилось время, его душа оказалась повреждена и в ней воцарилась смерть. Всё существование человека вместо каждосекундного сопребывания с Богом, стало полно грехов, которые стали рождаться в его поврежденной (некогда Вечной!) природе. Человек по сути своей стал тем, кем он является сейчас: совершающим поступки, которые отдаляют его от Божиего Замысла о нем. Человек стал страдающим и одиноким

грех

Почему Бог наказывает за грехи?

То, что «Бог наказывает за грехи» — это устоявшийся фразеологизм. Потому что не Бог, но человек сам наказывает себя за поступки — его поступки приводят к закономерному следствию. Что имеется ввиду?
Жизнь человека делится на мир видимый и невидимый. В видимом мире действуют законы физические, в невидимом — законы духовные. Если вы выпускаете чашку из рук, то по физическим законам видимого мира она упадет и разобьется.

В духовном мире с человеком происходят те же закономерности: греховными мыслями (а тем более — совершенными поступками) человек удаляется от Божиего Промысла о нем и невидимо глазу разрушает себя. В его жизни происходит цепочка действий, в которой грех оборачивается в итоге против самого человека — его жизни и здоровья. Иногда в форме болезней, иногда — в форме несчастий (и тогда это выглядит, как наказание).

Бог не наказывает, а наоборот — бесконечное число возрождает и спасает человека от последствий его поступков. Иначе бы человек умирал моментально! Именно поэтому человек искренне кается и говорит: «Прости меня, Господи, что несмотря на все это, я очередной день я прожил, родив столько плохих мыслей и совершив столько действий, хотя мог быть сделать столько же добра и дать людям не меньше любви».

икона христос адам и ева

Иисус Христос, Адам и Ева

Кто несет наказание за грех? Почему умирают молодые, невинные?

Итак, если любой грех оставляет за собой последствие, — «наказание», — то, кто конкретно несет ответственность за него? Может ли грех человек отразиться, допустим, на его детях? Потому что, когда апостолы увидели в Иерусалиме слепого юношу, они спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что человек родился слепым?» (Евангелие от Иоанна 9:1, 2).

С одной стороны, последствия греха могут распространяться не только на самого человека, но и на его детей. Например, у человека, страдающего пьянством или наркоманией, могут родиться нездоровые дети. С другой стороны, последствия именно для души за грех ложатся только на самого совершающего проступок. Об этом недвусмысленно говорит, например, ветхозаветный пророк Иезекиль: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез 18:20).

Христос в том случае тоже ответил ученикам: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:3).

Из этого ответа также ясно, что не всегда страдания или болезни человека можно рассматривать как следствие греха. Иногда они могут быть особым действием Промысла.

грех

Икона: исцеление слепого Иисусом Христом

Грех — это несвобода

Грехопадение, которое случилось когда-то, это был выбор человека. Как выбором человека так или иначе обусловлены все поступки в его жизни. (Хотя, из-за того, что сознание человека сковано и ограничено неверием, нам и кажется иногда, что прежде, чем совершить тот или иной грех, у нас не было выбора).

Делая выбор в сторону того или иного греховного поступка, человек одновременно попадает под его власть — становится зависимым от греха. Это не грозное учение Церкви, а сложившееся положение вещей.

Человек становится рабом привычек. Рабом денег. Рабом своей лжи. Рабом страстей (особо укоренившихся привычек) — хотя, на первый взгляд казалось, что совершая все эти грехи, человек наоборот — в чем-то обретает свободу.

Грех помещает человека в клеть. Он пускает в нем корни: в виде логических доводов, которые оправдывают грех, делают его в глазах самого человека допустимым или даже вынужденным.

Человек опутывает себя грехом, забывает о том, кто он и сводит себя к одному только телу, его нуждам и к одному себе. «Он теряет знание о собственной причине», — так описал суть греха в VII веке преподобный Максим Исповедник.

Как перестать грешить?

Итак, как человеку вернуть себе потерянную при грехопадении богоподобную природу и перестать грешить не только в поступках, но в мыслях и даже помыслах, с которых мысль берет начало? Ведь смысл христианского подвига — это духовная борьба не только с плотью, но и с духами злобы поднебесной — бесами и страстями.

Избавление от греха — это и есть пусть к святости и это, по сути, главное призвание любого человека. Некоторые, обретают святость уже здесь — на земле.

Избавление от греха возможно через Церковные Таинства, приобщение к Церковной жизни и в стяжании Благодати Духа Святого через веру и жизнь в Иисусе Христе.

«Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание апостола Павла к Римлянам 6:19–23)

Вот, из чего складывается путь человека к избавлению от греха в себе:

  • Таинство Крещения помогает на тот момент обрести человеку святость души — стать Новым человеком.
  • Таинство исповеди помогает человеку очистить душу и не отягощать ее грехами, которые подспудно давят на человека — разрушая его изнутри. Поэтому священники рекомендуют исповедоваться как можно чаще — и не только перед причастием.
  • Личное покаяние — это не только сокрушение о сделанном, но и решимость жить по-новому, по Заповедям.
  • Таинство Причастия — соединяет человека с Господом.
  • Таинство Брака — освящает объединение мужчины и женщины, помогая создать в виде семьи маленькую Церковь на земле.
  • Молитва — это общение человека и его души с Богом. Искренняя глубокая молитва помогает человеку лучше чувствовать Божий Промысл в своей жизни и поступать согласно своему истинному предназначению — и тем самым заниматься Божиим домостроительством на Земле. Молитва — это одна из основ духовной жизни и верный спутник в борьбе с грехом.
  • Пост — напоминает человеку об истинных сторонах земной жизни, удаляя его от суеты временной.
  • Терпение помогает без ропота переносить страдания — чем бы они ни были вызваны.
  • Хорошие поступки помогают человеку делать мир лучше. Любовь и послушание близким. Помощь окружающим. Доброта и незлобие.
  • Богослужения помогают человеку держаться общины Церковной и полнее становиться частью Церкви, как тела Христова. Придерживаясь церковной жизни, легче держать духовную борьбу.
  • Чтение Священного Писания — в особенности Нового Завета — еще одна возможность приобщиться в любую часть дня приобщиться к Жизни Церковной, услышать Слово Божие и укрепиться тем самым.
  • Чтение жизнеописаний святых или духовных книг помогают человеку вдохновиться или иметь перед глазами живой пример или доброе мудрое слово. Это особенно важно в наше суетливое время, когда мысль человеческая имеет столько поводов отвлечься.

Икона Достойно есть, Троицкое Подворье, фото

Три цитаты о грехе из Нового Завета

В Послании к Римлянам апостол Павел очень точно определил состояние падшей человеческой природы:
«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:18, 19).

В другом месте Посланий к Римлянам апостол Павел называет жизнь во грехе «жизнью по плоти», а жизнь по заповедям — «жизнью по духу»:
«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир… живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим 8:5).

Апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии приводит слова Иисуса, который жизнь человека, который грешит, сравниваем с хождением во тьме и призывает всех к хождению во свете:
«Я свет миру! Кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12).


Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь!