Цвета храмов: значение и история

Храм Воскресения Словущего

Что обозначает цвет храма? Несет ли он в себе какой-то смысл? Почему все каменные храмы древней Руси были белыми, а потом с какого-то момента стали разноцветными? Рассказываем!

Цвет храма: значение

В отличие от цвета облачений у священника и в некоторой степени от цвета куполов у церкви, цвет, в который окрашен сам храм, не несет в себе никакого символического смысла или значения.

Синия церковь или она белая, или она красная, или она желтая — все это продиктовано исключительно вкусом того, кто строит и проектирует храм. Цвет храма даже может меняться со временем: сначала быть, например, желтым, а затем синим.

Единственное, что более или менее очевидно, это то, что на Руси до какого-то времени все церковные постройки были белыми. Но и это было вызвано исключительно практичностью, а затем традицией.

Никитский собор, Никитский монастырь, фото

Никитский собор Никитского монастыря в Ярославской области.

Дело в том, что особенности архитектуры тех или иных стран или направлений (иными словами — архитектурные стили) изначально бывают продиктованы, как правило, исключительно климатом, а также теми строительными и отделочными материалами, которые когда-то были у людей «прямо здесь», «под рукой», — и ничем иным.

Например, православие на Руси ведет свои истоки с киевских земель, а архитектуре там — не только храмовой, но любой вообще, — были характерны «мазанки» — когда дом снаружи покрывался смесью вроде извести: например, чтобы скрывать кладку, которая не всегда получается красивой и аккуратной. Первые каменые храмы начали воздвигать такими же. Построили, убедились: удобно, практично, красиво — и после по тому же принципу стали отделывать снаружи храмы повсюду в России.

Церковь Спаса на городу в Ярославле, фото

Церковь Спаса на городу в Ярославле.

Позже белый цвет (или белокаменность — если стены не покрывались снаружи ничем) перешел из разряда практичности в разряд традиции, которую старались блюсти. Во-первых, потому что белый храм или монастырь — это красиво. А во вторых, потому что в те времена традиции были практически равны правилам — слишком сильна была идея о том, что духовная сторона жизни — это не место для самовыражения. То же касалось и цвета храма.

Вот Спасо-Преображенский собор в Переслявле-Залесском. Построен позже белокаменных «мазанных» соборов. Но все равно белый:

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, фото

Или куда позже — храм Симеона Столпника на Новом Арбате.

церковь на новом арбате

Сейчас в новостроящихся храмах белый цвет — это «отсылка» к древней Руси. Таким образом демонстрируется и уважение к традициям, и возможность еще раз зримо напомнить о них — в нашем суетном мире, где все постоянно меняется и сама жажда перемен становится чуть ли ни главной ценностью.

Зачатьевский монастырь на Остоженке, фото

Зачатьевский монастырь на Остоженке в Москве

Цвета храмов — какие бывают

Белый цвет никогда и никуда не уходил в русском православии. Но приблизительно в Петровскую эпоху — или, вернее, начиная с нее самой, — городские и сельские церкви все чаще начали красить в разные цвета.

В этом не было никакого практического смысла и также не имелось никакого подтекста. Просто красиво. Ну, отчасти еще «латинское» влияние, которое проникало в православную архитектуру не только в виде разноцветности храмов, но и в виде их форм или отдельных элементов. Например, начали появляться колонны.

храм великомученицы Варвары, Варварка

Храм великомученицы Варвары в Москве

Однако несмотря на то, что цвет храма это исключительно эстетический вопрос, все равно сложился набор оттенков, которые можно встретить чаще, и какие не встретишь никогда. Никогда не увидишь черный храм. Это понятно почему.

А вот желтые храмы — это очень распространенный цвет. Храм Николая Чудотворца в Москве возле метро Библиотека имени Ленина:

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове, Староваганьковский переулок, фото

Храм Сорока Севастийских мучеников рядом с Новоспасским монастырем:

Храм Сорока Севастийских Мучеников в Спасской слободе

Колокольня Рождественского монастыря в Москве на Рождественке:

Рождественский монастырь в Москве

Еще чаще можно встретить церкви, окрашенные в красные цвета всех возможных оттенков. Цвет Пасхи! Наверное, красных храмов — по крайней мере в Москве — больше, чем всех остальных вместе взятых 🙂

Храм Михаила Архангела в Тропареве, Москва. У него необычная судьба.

храм Михаила Архангела в Тропарево

Храм Живоначальной Троицы при Троицком Подворье:

Знаменский собор в Зарядье — Москва.

Знаменский собор, Зарядье

Храм в Барашах. Тоже красный цвет.

Храм в Барашах

Архангельский собор в Ярославле:

Часто можно встретить голубые церкви. В Церкви это считается цветом Богородицы, но в случае с храмами это не так.

Это храм во имя преподобного Сергия недалеко от Таганки. Не совсем голубой, конечно: скорее, цвета морской волны…

Храм Преподобного Сергия Радонежского Троицы Живоначальной Храм в Рогожской Слободе

Храм в Могильцах (недалеко от Старого Арбата) и он, как раз, в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах

Но еще недавно — в советское время — он был частично желтым. В тот период он не действовал, но это один из примеров, когда церковь — пусть и по обстоятельствам — меняет цвет.

Храм Успения на Могильцах, перед восстановлением

Или еще один яркий пример: тот же Знаменский собор в Зарядье, о котором говориле выше. Вот, он сейчас:

храмы Зарядья, фото

А вот он же во времена СССР:

Знаменский собор, ссср

Ильинский Храм в селе Селихово Тверской области. Это сейчас он белый, а еще недавно был голубым…

сельский храм селихово

Оранжевые Церкви. Тот же храм великомученицы Варвары на Варварке, о котором говорилось выше:

храм великомученицы Варвары, Варварка

Или известная церковь Воскресения Словущего в Брюсовом переулке:

Храм Воскресения Словущего

Или сельский храм в подмосковном селе Новоникольское.

Село Новоникольское, храм Вознесения Господня

Есть розовые храмы. Женский монастырь Зосимова пустынь в Рассудово, и там — главный храм Живоначальной Троицы:

Зосимова пустынь, фото, храм Живоначальной Троицы

Или еще одна церковь в Зарядье (совсем, правда, другого оттенка):

храмы в Зарядье

Подводя итоги:

Цвета храмов — это еще один пример того, как традиция в церковной жизни со временем становится негласным правилом. Это значит, что с одной стороны, ее не запрещается нарушать, но с другой — само по себе нарушение становится настолько ненужным, что в нем пропадает вообще любой смысл — пускай, это и не объяснить логически.

Вот вы, например, можете представить себе фиолетовую церковь?