Нам пришло письмо: «Зачем нужны заповеди? Все и так понято: что хорошо, а что плохо. К тому же заповеди ничего не имеют общего с сегодняшним днем. Может быть, можно быть хорошим человеком и христианином, ничего не зная о них?»
Попробуем ответить.
Что такое Заповедь?
Обыденный взгляд на заповеди такой: это правила, которые нужно соблюдать. То есть некий свод законов, который что-то дает для духовной жизни. Например, соблюдая их, человек будет «хорошим христианином».
В принципе, так и есть. Хотя в Церковном понимании суть заповедей гораздо глубже. В рамках интернет-статьи эту полноту не передашь, но если свести суть заповедей к нескольким тезисами, то они могут быть такие:
- Заповеди — это Откровение, которое было дано человеку в какой-то момент истории.
- Сами по себе Заповеди — не самоценны и не делают человека святым или счастливым «автоматически».
- Заповеди — это не религиозный регламент, а Путь, который по силу пройти человеку.
- И этот путь — поистине Царский, потому что помогает сделать жизнь человека созвучной тому Замыслу, который был заложен в него Богом.
Как понять, что Заповеди — это откровение?
В наше время воспринимать заповеди, как откровение достаточно тяжело, потому что вся современная мораль и этика основана как раз на христианских заповедях. Родители с детства учат детей не обманывать и не брать чужого. То, что изменять жене — это плохо, так же очевидно, как и то, что Земля круглая и вращается вокруг солнца. Заповеди проникли в нашу жизнь и давно стали основой «правильной» жизни.
Но когда-то и факт, что Земля это шар, было ошеломляющим открытием. Таким же, как в XX веке стала правда о том, что время в разных местах вселенной идет по-разному. Или открытие квантовой физики, которая вообще по сути своей противоречит привычной нам логике.
Заповеди в свое время стали точно таким же Духовным открытием. Десять Заповедей Моисея (а говорить мы будем о них, хотя строго говоря, в Ветхом Завете в общей сложности 613 заповедей) — это целая система, которая фундаментально и конкретно сообщила о том, что такое хорошо, а что такое плохо.
Иудейский народ получил эти заповеди первым (19-я глава книги Исход) и до этого как-то разделял поступки на правильные и не правильные, но все они базировались на представлениях, которые перетекали из рода в род. При этом не было однозначного ответа, какое же поведение на самом деле помогает быть безотрывно с Богом.
В общем, десять Заповедей, которые Моисей получил во время долгого пребывания на горе Синай, стали откровением — то есть, святыней. А к святыне еще более трепетное отношение, нежели к правилам. Они — основа основ.
Зачем нужны заповеди?
С одной стороны, спустя тысячи лет после обретения Заповедей человек как никогда интуитивно понимает и знает, что такое хорошо, а что такое плохо. То есть и правда может показаться, что ничего нового в отношении морали в них не сказано. В крайнем случае, — если нас плохо воспитали родители или молчит голос «совести», — есть государственные законы, которые максимально подробно прописывают, что можно, а что нельзя практически во всех социальных сферах.
Но с другой стороны, — в реальной жизни — понятия о добре и зле неожиданно оказываются расплывчатыми. Жизнь — не лабораторный кабинет, в ней масса ситуаций: изощренных и разнообразных.
- И вот нам уже привычно такое понятие, как праведный гнев. То есть чувство злости, которое чем-то оправдывается.
- Или ложь во благо — то есть неправда ради какой-то благородной цели. Или лукавство на работе.
- Измена супругу — тоже иногда бывает понята, если отношения в браке тяжелые, а кто-то вдруг нашел искреннее счастье на стороне.
- Даже убийство может быть оправдано — например, если это «понятная сердцу» месть злодею. В фильмах мы сопереживаем герою, который гонится за преступником и не чувствуем никакого дискомфорта от того, что злодей в итоге погибает — он же это «заслужил».
- Не говоря про аборт — тему, в которой общество поделено на две части, одна из которых убийство неродившегося ребенка оправдывает и находит этому доводы.
По сути, мы живем в мире, где провести границу между добром и злом все сложнее. Все перемешалось.
И с этой точки зрения Заповеди не только не устарели, а наоборот — актуальны. Они — как компас в любой сложной этической ситуации. Они просты и жизнь человека могут сделать гораздо проще — потому что в них вещи названы своими именами.
«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи».
(Псалом 18)
Заповеди — это опора и помощник.
Заповеди — выкристализованное понятие о добре и зле. Они — прямое отражение христианской мысли о том, что любой поступок в конце концов — это либо шаг к Богу, либо шаг от Него.
Это не означает, что вся жизнь становится схемой. Именно поэтому в Библии возник образ фарисея — человека, который формально выполняет все 613 ветхозаветных заповедей, но при этом так же далек от святости, как последний грешник.
Главная цель христианина — стяжать Благодать Духа Святого и обрести после смерти Жизнь Вечную. Соблюдая заповеди, можно стать святым, а можно им не стать. Но стяжать Благодать, не соблюдая Заповеди, невозможно.
Заповеди помогают хранить в сердце память о том, что есть добро, а что зло — вне зависимости от обстоятельств. А то, что Заповеди Моисея ничуть не устарели, мы попробуем показать в тексте ниже.
Заповеди Моисея: о чем они на самом деле
Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
Возможно, это наиболее актуальные заповеди для нашего времени. Мы окружены вещами и слишком привязаны к ним. Компании создают целые бренды, чтобы в человеке было стремление: соединить свою жизнь и сердце с продуктами компании.
Продукция Apple и гаджеты вообще; бренды одежды; образы из фильмов, которыми хочется вдохновиться; спортивные кумиры.
Душа растрачивается на стремления, которые не имеют никакого отношения к Вечности, и на Вечность у нее не остается сил. Человек оказывается заперт в мире земных условностей и на деле становится менее свободным и более несчастным.
Эти две Заповеди про то, чтобы хранить сердце от чрезмерного восхищения вещами и кумирами. Вещи — это просто вещи, а кумиры — это просто люди. Человек становится целостен и по-настоящему счастлив только тогда, когда все его сердце и силы духа его устремлены к Вечной жизни и Христу. И тогда вся система ценностей меняется, и жизнь — казалось бы, такая сложная и запутанная, — в чем-то становится проще.
Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе».
Формально, текст заповеди про то, что нельзя клясться именем Бога. Но по сути она про то, чтобы человек был правдив и целостен во всем. И чтобы все мысли в человеке были бесхитростны и являлись правдой. Достаточно попробовать прожить так хотя бы один день, чтобы понять: соблюдать эту заповедь — настоящее искусство.
Четвертая заповедь: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему».
Это заповедь не про «выходной». Она — помощник не потеряться среди мирской суеты. Отрекаться от работы — неправильно. Но забыть за работой и бытовой суетой то, что ты человек с Царствием Божием внутри — легче простого.
Эта заповедь и про то, что надо работать, и про то — что у человека обязательно должно быть время, когда он остается наедине с Богом и мыслями о Вечной жизни. То есть эта заповедь про гармонично выстроенную жизнь — чего в суете мирской нам так не хватает.
Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Эта заповедь, при кажущейся «старомодности» и простоте, — одна из самых трудновыполнимых. Как тяжело нам бывает находить общий язык с родителями! Чаще всего мы конфликтуем или избегаем их.
Но вообще в этой заповеди речь не только про родителей, как таковых, но и про трепетное отношение к устоям, которые возникают в обществе. Да, что-то из семейных или общественных традиций является пережитком времени, и на фоне этого легко отрицать полезный опыт предков. Но еще легче при этом «потеряться» окончательно.
Опыт предыдущих поколений — это не «клеть», а помощник в том, чтобы не взваливать на себя непосильную ответственность вообще за все решения.
Шестая заповедь: «Не убивай».
Это заповедь не просто про убийство. Она призывает вообще не разграничивать убийства на «плохие» и те, к которым можно отнестись с пониманием (например, благородная месть). Убийство само по себе в чудовищных масштабах разлучает человека с Божием замыслом. В том числе, аборт.
Единственное исключение — военная служба в военное время.
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй».
Не прелюбодействуй — значит, не изменяй даже в мыслях. Любой поступок — это следствие мысли. Даже простое восхищение другим мужчиной или женщиной, когда ты в браке, наносит невидимый урон семье.
Монашеская традиция — следить не только за мыслями, но и за помыслами. В миру не нужно быть монахом. Но в отношении с противоположным полом эта практика следить за помыслами — наиболее актуальна.
Восьмая заповедь: «Не кради»
Родители учат своих детей не воровать. Но воровать можно не только вещи, но время и силы у другого человека. Это заповедь не только про воровство, но и про внимание к другому.
Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Это заповедь про осуждение. Мы писали подробно про эту заповедь. Осуждение — это не только не говорить плохо о человеке, а не оценивать жизнь другого вообще.
Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Зависть бывает открытой, бывает — скрытой и не очевидной даже для самого человека. По большому счету, мы все живем, сравнивая нашу жизнь с окружающими. Зависть не только вредит миру человека, но она в конечном итоге бесполезна, потому что человек может погнаться за тем, в чем не его призвание, и оказаться в ситуации куда худшей, чем был изначально.
***
Вот так — в десяти Заповедях сформулирован нравственный «атлас», который должен помочь человеку.
Святые говорили, что заповеди — это не попытка каким-то жестким образом ограничить человека, а наоборот — открыть ему новый Мир, в котором легче чувствовать Бога и саму жизнь.
Новозаветные заповеди блаженств
Мы не будем говорить об остальных 603 ветхозаветных заповедях. Их можно посмотреть в Законе Моисея — первых пяти книгах Библии. В сущности — они либо более подробно раскладывают десять Заповедей Моисея, либо включают в себя определенные ритуальные правила, которые были актуальны для ветхозаветных времен.
А вот о новозаветных заповедях не сказать нельзя.
Их дал Иисус Христос во время Нагорной проповеди (5–7 главы Евангелия от Матфея) — это одно из центральных событий всей Библии. Во время этой проповеди Христос открыл перед человеком новую реальность, которая, скажем, не так ощущалась в Заповедях Ветхого Завета. («Не для нарушения древнего закона, но для большего сохранения его Христос дал закон новый», — сказал о них святитель Иоанн Златоуст).
Вся проповедь и Заповеди Иисуса Христа — про новую жизнь, в которой мерой становятся Любовь и кротость.
В следующем тексте мы подробно рассказали про новозаветные заповеди, а пока просто проглядите их. Они — как и вся нагорная проповедь — отражают суть учения Иисуса Христа.
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Изречения святых отцов о Заповедях
«Душа, преступая заповеди, утрачивает свой образ» (преподобный Макарий Египетский).
«Если возлюбишь путь правды [Заповеди] — обретешь Вечную Жизнь» (преподобный Ефрем Сирин).
«Заповеди Божии — есть Жизнь Вечная» (преподобный Авва Исаия).
«Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах» (святитель Иоанн Златоуст).
«Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу и в общение с Богом» (святитель Игнатий Брянчанинов).
«Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей» (преподобный Ефремя Сирин).
«Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога» (преподобный Ефрем Сирин).
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
Присоединяйтесь!