Зачем нужны иконы?

зачем нужным иконы

Сегодня храм невозможно себе представить без икон. Они есть во многих домах. Они — неотъемлемая часть нашей духовной жизни. Когда появились иконы? И главное — зачем они нужны?

История иконы — когда иконы появились?

Исследователи уверены, что первые иконы появились еще в первом веке и, возможно, при жизни Христа.

Тогда не было такой профессии или ремесла — иконописец. Люди наносили на стенах христианских катакомб символичные изображения, которые помогали помнить (и были призваны напоминать другим) о самом сокровенном, что было в жизни: память о священных Евангельских событиях. Либо они рисовали символы, которые обозначали собой вечную жизнь и стремление к ней.

Возможно, люди тогда не называли эти изображения иконами, но именно тогда зародился их смысл и суть. А еще позже — в VIII веке на седьмом Вселенском соборе — Церковь окончательно утвердила иконы, как неотъемлемую часть духовной и Церковной жизни.

Иисус Христов и его ученики

Фреска на стене храма: Иисус Христос и его ученики.

Смысл икон

Описать в рамках интернет-статьи учение об иконах и раскрыть всю широту размышлений о них невозможно. Поэтому мы не будем даже и пытаться делать это, а приведем несколько тезисов — основную «выжимку» того, как на иконы смотрит Церковь:

  • Икона — это молитва.
  • Икона — это одна из форм проповеди.
  • Икона — это не картина, которая отображает внешнее, — а изображение, символизирующее невидимый мир — то есть, духовную суть события.
  • В равной степени икона святого — это не портрет человека, а символичное изображение его духовного облика.
  • Икона — это окно в вечность.
  • Поклоняясь иконе, мы поклоняемся не самому изображению — а тому событию, или святому, которое на иконе отображено.
  • Икона признана Церковью такой же святыней, как крест и Евангелие.
  • На иконе обязательно должна быть надпись, объясняющая, что на ней изображено. Без этого икона перестает быть иконой.
  • Икона — это одна из форм богопознания.

Это — основные тезисы, которые более или менее отражают основные смыслы икон. А такие сравнения, как молитва, окно в вечность и проповедь, возможно, лучше всего помогают эти смыслы почувствовать.

древняя икона Спас Вседержитель

Зачем нужны иконы?

Икона — неотъемлемая часть христианского (по крайней мере, православного или католического) храма. Представить собор без икон невозможно. Представить жизнь без них — можно. По сути говоря, вне дома и вне храма, их нигде нет. Вне храма и вне дома — светский мир.

Разделение на мир и Церковь в наше время особенно сильно. Уже давно утеряно раннехристианское восприятие жизни, когда храмом человек воспринимал всё вокруг и богослужением считал каждую минуту своей жизни. А храмы и непосредственные богослужения в них были лишь апогеем духовной жизни — в виде главного Таинства: причастия.

Но как сейчас замирает наше сердце, когда мы вдруг, посреди суеты, видим икону. Как «собирается» наше внимание, когда мы оказываемся перед изображением святого или Церковного праздника. Перед нами — окно в вечность. Живая, хотя и застывшая в рисунке, молитва.

икона преподобного Сергия Радонежского

Икона преподобного Сергия Радонежского.

Как трогают наше сердце кроткие лики святых и Спасителя. Как меняется наш внутренний взор, когда мы встаем перед иконой Богоматери.

Смотря на икону, мы, словно, отрываемся от суетливого бытия и на какое-то время переносимся в иное пространство — мир духовной жизни.

Даже просто проходя мимо иконы в квартире и случайно бросая на нее взор, наш дух на секунду оживает — безмолвно напоминая о главном, что есть в человеке: его душе и ее стремлении к Вечности.

Икона из монастыря Святой Екатерины

На сегодняшний день иконы нужны хотя бы поэтому. Они — помощник собраться с мыслями и с духом. Они — окна в иной мир: не абстрактные, не умозрительные, а вполне осязаемые — в виде изображения перед нами.

Икона — это радость. И первые христиане, и профессиональные иконописцы в первую очередь старались передать радость от пребывания в Духе Святом.

В каждом облике святого — надмирная радость от пребывания с Богом.

Святой Николай Угодник, икона

Икона святителя Николая Чудотворца.

В каждом изображении праздника — радость от произошедшего, потому что любой Церковный праздник — это событие, которое некогда состоялось и еще больше приблизило человека к вечности.
Именно поэтому иконы не похожи на картины. Они — символичны.

И символизм их не только в плоских, нереалистичных фигурах, и не в ассиметричных книгах и зданиях, изображенных на них тоже, и не в обратной перспективе, которая отличает икону от картины, где перспектива пряма, — а в светлой христианской кротости, которая даруется человеку с обретением Благодати святого Духа.

Икона 15 века

Икона Торжества Православия, Константинополь, XV век

От того такая разница между иконами и художественными картинами. В музее мы смотрим на картину. В доме и храме — икона смотрит на нас.

Без икон — невозможно представить себе цельного духовного опыта, потому что без них человек окажется «слепым» и останется только наедине с собой. А остаться наедине с собой не пытались даже святые — поэтому в келии любого отшельника и любого святого всегда были иконы. Как зримое напоминание о другом, невидимом мире, где все происходит во славу Божию.

Афонский храм

Небольшой храм в одном из скитов на Святой горе Афон.

Древние русские иконы

В Церкви сложилось мнение, что древние иконы — особенные. Считается, что ранние византийские иконы и иконы России до XVI века включительно сохраняли в себе нетронутыми те основы, которые с самого начала закладывались традицией в иконопись. Их особенность в том, что они абсолютно соответствуют своему назначению — открывают невидимый мир и способствуют молитве. Смотря на них, ты понимаешь, что они — и есть молитва.

Древняя русская икона.

Богоматерь Одигитрия. Тверь. Первая четверть XV века.

Начиная с XVII века — по крайней мере в России — в иконопись начало проникать западное влияние. Человеческие фигуры стали более реалистичными. На их лицах все чаще можно было видеть человеческие эмоции. Считается, что это идет вразрез изначальному глубокому мистическому посылу, который закладывался в иконопись с первых веков.

Богоматерь Тихвинская. Урал. XIV век.

Богоматерь Тихвинская. Урал. XIХ век.

Это касается икон, написанных вплоть до XX века. Современные иконы пишутся большей частью с оглядкой на исконные русские и византийские традиции. Но, конечно, и они не могут сравниться с древними. Поэтому из современных икон особо ценятся списки с древних образов.

Православные иконы: фото

Древняя русская икона Богородицы — Умиление

Древняя русская икона Богородицы — Умиление

Богоматерь Владимирская. Андрей Рублев. Начало XV века.

Богоматерь Владимирская. Андрей Рублев. Начало XV века.

Икона жены-мироносицы у гроба Господня. XV век.

Икона жены-мироносицы у гроба Господня. XV век.

 

Влахернская икона Божией Матери

Влахернская икона Божией Матери. Образ, полностью вырезанный из дерева.

 

Грузинская икона

Икона Богоматери с младенцем с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете

 

икона сошествие во ад Иисуса Христа

Икона сошествия во ад Иисуса Христа

 

икона написанная софронием сахаровым

Икона Спасителя, написанная Софронием (Сахаровым), XX  век.

 

Икона всех святых и главных праздников

Икона всех святых и главных Праздников Церковных

 

 

Икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

 

Старинная икона святителя Николая Чудотворца

Старинная икона святителя Николая Чудотворца.

 

Икона Достойно есть, Троицкое Подворье, фото

Привезенная с Афона икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры