Православие в современном мире

православный храм в Исландии

Нам пришел email: «Вы хорошо пишете про православие и пытаетесь понятным языком объяснить основные моменты в религии. Но все равно — православие кажется чем-то устаревшим. Сейчас современная жизнь, современный язык общения, перед человеком стоят новые реалии. На фоне этого, истины, о которых говорит православие — и то, как про это говорят священники — кажется чем-то из прошлого. По крайней мере, оно не отвечает тем вызовам, которые ставит перед человеком современное время».

Нам понравилось это письмо. И как на все письма, которые приходят нам, на него мы хотим ответить.

Современный человек — какой он?

Идея о том, что человек нашего времени в чем-то особенный — и правдива, и иллюзорна одновременно.

Иллюзорна она потому, что со сменой эпох в самом человеке принципиально ничего не меняется. В его естестве как были, так и остаются две половины: смертная и вечная. И люди на земле всегда разделялись на тех, кто был больше увлечен земной жизнью, и тех, кто смотрел внутрь себя — стремясь быть искренним с самим собой и найти внутри себя что-то стоящее.

метро эскалатор

Последних всегда называли религиозными, — или верующими, — и их всегда было меньшинство. Были периоды, когда формально религиозную жизнь вело большинство людей Европы и России (например, в средневековье или у нас в стране — до революции), но всякий раз речь шла о внешних религиозных проявлениях — пойти в храм, или причаститься раз в год. Если же говорить про образ жизни, — то есть про внутреннее мироощущение и духовную цельность, — то подвижников и «божиих людей» всегда было немного. Некоторые из таковых уходили в монастырь и становились иноками — то есть, инакими по отношению к тому, что предлагает мир.

А что предлагал мир? То же, что и сейчас, хотя в других формах и, возможно, масштабах. Развлечения. Только о развлечении мы будем говорить не в современном значении этого слова — как о приятном времяпрепровождении (в нем, в общем, нет ничего плохого, если оно в меру), — а о его изначальном значении: «развлечение» — как нечто противоположное цельности человека и его ума.

одиночество в москве

Развлечение сознания — это одна из главных проблем, которая стоит перед человеком в целом, вне времени. Она берет корень в том моменте, который описывается в самом начале Библии — когда человек потерял вечность. Человек перенесся из вневременного со-бытия с Богом в плоскость времени и расстояний. В Библии это описывается символически в виде истории про соблазнение Адама и Евы плодом с запретного дерева. Это была величайшая трагедия в истории человечества — вкусив плод, человек потерял Вечную жизнь, а вместо — обрел новые ценности, которые стали для него именно ценностями: важность познания, важность вопросов и ответов, важность оценок того, что происходит. Важность движения.

Природа человека в тот момент разделилась на две: осколки вечности (душу и ее стремления) и смертную жизнь — в виде тела и забот о земном существовании. В человечестве зародились те процессы, которые породили в итоге собой прогресс, науку и все то, что так ярко характеризует нынешнего человека, как современного.

Из существа вечного и цельного человек превратился в существо развлеченное вечной диллемой: поиском между внутренним безоговорочным счастьем и — счастьем внешним, полным условностей.

москва метро цветной бульвар

Счастье внутреннее и счастье внешнее — в чем на самом деле различие?

В чем же суть этих обоих счастий? И почему приходится говорить о подмене одного другим?

Как напоминание о том времени, полном Благодати и единении с Вечностью, каждому человеку удается время от времени испытывать настоящее счастье — это Дар, который каждый чувствует по своей мере.

Поэт и художник — во время вдохновения.

Влюбленный — во время светлых мыслей о своей возлюбленной.

Человек — во время первых весенних дней, когда птицы начинают петь по-новому и солнце разогревает землю.

Иной раз полное счастье охватывает нас, когда вдруг — словно по мановению волшебной палочки — с нашего сознания сходят все условности, которые оковывают нас цепями, и тогда мы всё вокруг нас — весь мир — видим по-новому. В нас — незыблемое и плотное счастье, которой говорит нам — ты цельный и неразвлеченный человек. Ты — человек вечный.

Старый монах

Такие переживания — это отзвуки Вечности внутри нас. Они не поддаются никаким формулам и предопределениям. (И поэтому так страдает поэт в мучительных поисках вдохновения, и потому так плохо себя чувствует влюбленный в моменты остывания чувств, и так тяжело после весеннего солнца опять увидеть снег под ногами и тучи над головой). Некоторые ощущают отзвуки вечности так сильно, что мир навсегда перестает для них играть теми красками, как раньше — потому что все внешнее оказывается вдруг не только ярким, но плоским. И такие люди, бывает, меняют все и уходят в монастырь (как например, старец Софроний Сахаров, замечательный художник, о котором мы писали в одном из недавних текстов).

Периода счастья — напоминание и отзвук той Благодати, которая на самом деле бывает дарована человеку. Той Благодати, которой сподобились многие святые и подвижники уже при жизни.

Старец Софроний (Сахаров)

Старец Софроний (Сахаров). В юности он был художником, выставлялся в Париже, но после — уехал на святую гору Афон, став там монахом-отшельником.

Человек по природе своей ищет счастья. И в мире земном рождаются подобия ему. Только не наполняющие, а иссушающие.

  • Вместо спокойной плотной радости — веселье и смех.
  • Вместо любви — плотская любовь ради нее самой.
  • Вместо стяжания благодати — поиск творческого вдохновения.

Душа так тяготится духовной пустотой, что человек не переносит сосредоточенного одиночества и тянется к развлечениям или благополучию.

Тяга к благополучию и развлечениям всегда захватывало большую часть людей. С этой точки зрения, мысль о том, что в XXI веке происходит что-то необычное — это иллюзия. Но правда раскрывается в масштабах. Сейчас мир действительно поменялся.

XXI — мир действительно поменялся

искусственный интеллект

В человеке с момента отпадения его от Вечности стремление к развитию присутствовала всегда — так облегчалась тяжелая повседневная жизнь. Но в конце XX века появился интернет и ускорилось развитие цифровых технологий. Они сделали нашу жизнь принципиально другой — за счет масштабов своего влияния.

  • Во-первых, сама скорость жизни. Она стала таковой, что у человека физически не остается времени смотреть внутри себя.
  • Во-вторых, индустрия развлечений (и рекламы, а вместе с ней и всего брендинга) проникла так глубоко в нашу жизнь, что иногда (по крайней мере в городе) создается впечатление, что ничего кроме нее нет.
  • В третьих, люди, стоящие во главе индустрии развлечения и масс-медиа, чаще всего сами по себе не живут духовной жизнью и не понимают этой стороны бытия, а от того невольно выставляют религиозных людей как странных и отсталых, которых нужно пожалеть, потому что они якобы много теряют.
  • В-четвертых, развитие цифровых технологий, позволило по сути безрелигиозному суетливому миру проникать всюду и в каждый момент нашей жизни.
  • В пятых, даже само глубокое искусство (поэзия, художественная литература, глубокие фильмы) перестали нести в себе размышления о вечности — скорее, размышления о самом человеке. Подмена лежит так глубоко, что для многих именно искусство стало источником религиозного опыта и поиска себя.

Мир все больше ограничивается самим человеком, исторгая из его жизни мистическое начало.

Все это было и раньше. Но никогда в истории — скажем, даже в самые распутные времена Римской Империи (условный пример!) — оно не охватывало человеческое надсознание в таких масштабах. И с этой точки зрения современный человек — человек из большого города — это действительно совершенно особенная картина. Человек оказался в условиях, когда кажется иногда, ему просто некуда деваться, кроме как продолжать жить в суете, мире рекламы, развлечений, скорости и всепроникающей диджитализации. Которая в свою очередь захватывает собой все и не оставляет даже мысли о том, что Истинное бытие может быть совсем другим, и настоящее счастье можно ощутить вне всего этого…

Действительно ли Церковь не соответствует своему времени и не находит нужных слов для измотанного (или пока еще неизмотанного) городского жителя?

Православие устарело?

Если говорить по существу, христианство ни в какой период своей истории не отвечало своему времени. Оно всегда было или неудобно, или непонятно или — как впервые свои века — казалось обществу чем-то опасным и враждебным.

Иллюзия того, что христианство в какой-то период своей истории было «актуальным», а сейчас нет, основывается лишь на том, что в определенные века государственное устройство полностью принимало Церковь. Чаще всего, это происходило по политическим причинам (Церковь объединяла и объединяет миллионы людей и власти выгоден союз с Церковью). Иногда первые государственные лица действительно были глубоко верующими и, даже, отдавали жизнь за веру.

Но все это не отменяет того факта, что истины, которые проповедует христианство всегда шли более или менее в разрез интересам «сегодняшнего дня». Слова, которые непривычны нам сейчас, были непривычны и тогда — в XIX, XV, X и V веках.

«Так как вещи имеют конец, то одно подлежит нам: смерть или жизнь, и каждому предстоит удалиться в «свое место». Ибо есть как бы две монеты: одна — Божия, вечная, а другая — мирская, и каждая имеет на себе собственный образ. Неверующие носят образ мира сего, а верующие в любви — образ Бога через Иисуса Христа»

св. Игнатий Богоносец,  I век

Если почитать изречения святых, то из них ясно: во все времена они призывали людей к одному и тому же: обратить взор внутрь себя и разглядеть в себе человека не из плоти, а — вечного человека. Человека, которого так легко потерять, и которого так легко потеряли в свое время Адам и Ева.

Адам Ева и Животные

Язык молитв устарел лишь в том смысле, что они на церковнославянском языке, но во всем остальном ситуация осталась такой же: люди во все времена большей частью не понимали, зачем нужно жить праведно. А те, кто понимали или искали свой духовный путь — их всегда было меньше. И всегда были те, кто внешне соблюдали все традиции, ходили в храмы, но это было для них оторванным от их реальной жизни явлением — жизнь их так же оставалась бездуховной.

С этой стороны XXI век точно такой же. И Церковь по отношению к обществу — все такая же.

С единственным нюансом — никогда, в отличие от нынешнего времени, — у людей ищущих свой духовный путь не было к религии требований. Люди всегда понимали, что духовная жизнь — это непросто. Тогда как сейчас люди, ищущие свой путь и свою религию, ищут от нее удобств или «справедливости». Так, по крайней мере, часто кажется.

Давайте подробнее посмотрим, о чем это речь.

Православие и XXI век — в чем на самом деле особенность нашего времени?

Некоторое время в тексте про доказательства существования Бога мы подробно описывали развитие мысли у человека на протяжении веков. Пересказывать этот текст здесь смысла нет, но итоговые тезисы таковы:

  • Развитие масс-медиа создало целую империю надсознания, в котором отрицается, если не Бог, то само христианство.
  • Основными ценностями в обществе становятся человеческая справедливость — то есть, справедливость, понятная человеческой логикой.
  • Справедливостью становится сама идея комфорта и благополучной жизни — именно такая жизнь справедлива. Идея абсолютизации прав человека — одна из сторон всего этого.
  • На первое место в оценке всех вещей поставлен человек и человеческая логика.
  • Истина по условиям масс-сознания должна либо быть понятной человеческой логикой, либо давать человеку комфорт.
  • Все, что не вписывается в эти рамки — это названо устаревшим и неправильным.

Последний тезис — краеугольный камень. Религия по мнению нынешнего масс-сознания должна быть понятной логически, или давать объективное удовлетворение.

Христианство в этот кодекс правильности не вписывается.

афонский монах фото

Но что пародоксально — одновременно с этим в обществе увеличился интерес к религиям из других культур. Например, из Китая или Индии. Еще в начале XX века английский писатель Гилберт Честертон в своей книге «Вечный человек» писал: если бы христианство было индийским и оставалось точно таким же, как оно есть, его бы приняли с радостью — только лишь потому, что оно — из Индии.

Само по себе, что религии пришли из других культур рождает в людях иллюзорное впечатление о них. Приходя к нам, как некий сувенир, они в оказываются в адаптированном, «облегченном» виде — без всех сложностей аскезы и лишений, каковые есть в них на самом деле. Как красивая скульптура из мрамора, которая возникла сама собой, а не после многих лет трудов над ней скульптора.

Адаптация — это лучший вариант. Чаще всего, речь идет о компилирований религий или просто о самых поверхностных понятиях. Религия становится хобби, а не трудом или образом жизни.

Но правда в том, что христианство именно что является такой же аскетической религией с Востока. Религией, которая пролегает вне времени и находится над временем. Адаптируясь под каждую эпоху каким-то своими внешними сторонами, по сути оно остается сокровищницей мистический знаний, которые пришли нам от апостолов и святых отцов — из пустынь Палестины и Сирии.

Монах молится

Возможно, сейчас это не так легко почувствовать — слишком много внешних культурных наслоений несет в себе нынешнее христианство. Это и влияния непосредственно русской культуры и менталитета, которые сделали нашу религию излишне драматичной там, где без этого можно было бы обойтись. Это и безусловно влияние латинского (католического) взгляда на христианство, которое стало особенно сильным во времена Петра — в тот момент христианская риторика, словно, потеряла часть своего восточного мистицизма и все больше стала напоминать этическое учение: мудрое, законченное, но все такие этическое.

Это и влияние современной цифровой эпохи, когда по-сути всё и все стали на виду. И зачастую слова священников и пастырей, произнесенные для конкретно своей аудитории, становятся достоянием общественности и от того в лучшем случае бывают неправильно поняты, а в худшем — исковерканы.

Может ли христианство быть современным?

православный собор в Париже фото

Православный собор в Париже, построенный в XXI  веке. Его архитектура изысканно обыгрывает русские традиции белокаменного храмового зодчества — на современный, гармоничный лад.

Современный мир стал очень требовательным к религии. И это большая проблема самого общества. Религия — не бизнес и не хобби. У духовной жизни другие плоскости. И чтобы понять их, надо прежде всего не оценивать учение, а постараться понять — каким образом вот уже 2000 лет люди с самым разным образованием и разных культур говорят о том, что знают, что Бог есть.

Христианство никогда не было современным, но и никогда не теряло своей актуальности, потому что говорит о вещах в человеческой жизни, которые пролегают над временем и расстояниями — то есть, сопутствуют человеку всегда.

Меняются эпохи, государства сменяют друг друга, возникают различные философские и культурные течения (иногда они захватывают подавляющее большинство умов), но не меняется сам человек.

Человек стремится к Вечности и стремление души к Вечной жизни не затмить никаким условностям цивилизаций.

Христианство говорит о вечности, и то, что оно может кому-то показаться устаревшим, — это проблема не христианства, но общества. Того общества и культурного надсознания, которое стремится, — осознанно или нет — развлечь ум человека, увлечь его с того пути, к которому на самом деле стремится человеческая душа. С пути Любви, стяжания Благодати и спокойного пребывания в мысли о том, что все, что не происходит с человеком — в конечном итоге во благо и во славу Божию — пускай, человеческой логикой это иногда понять трудно или вообще невозможно.

Грузинская икона

Икона с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете

Христианство дарит идею о том, что внутри каждого из нас есть Христос, предвечный Бог, и наш человеческий долг — попытаться, стяжав Благодать Духа Святого, обрести в себе свободу от всего внешнего и иллюзорного. И научиться жить по тому человеческому достоинству, которое когда-то было заложено в человеческую природу. И обрести тем самым Жизнь Вечную — вечную свободу и вечное счастье: стать новым Вечным человеком.

И это никак не может казаться устаревшим — когда бы и в какое бы время ни было произнесено.

Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

Футуристические храмы: как вам это нравится?