Заповеди блаженств и Нагорная проповедь: что нового сказал Христос?

нагорная проповедь иисуса христа

Две тысячи лет назад Иисус Христос произнес Нагорную проповедь, в которой дал новые Заповеди блаженств. Чем новозаветные заповеди отличаются от заповедей Моисея? И почему Нагорная проповедь так много значит для христиан?

Новозаветные заповеди Иисуса Христа

В тексте про ветхозаветные заповеди Моисея мы говорили, что в свое время они стали для человечества откровением. И что понять это сейчас тяжело, поскольку все они легли в основу привычной системы нравственных ценностей. Нам с детства очевидно, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому заповеди Моисея для нас сейчас не откровение, а компас — чтобы не запутаться в сложных хитросплетениях жизни.

Новозаветные заповеди Иисуса Христа подняли нравственность на новую высоту, а духовную жизнь возвели на большую глубину.

Заповеди были даны Иисусом Христом во время его Нагорной проповеди (целиком проповедь приведена в 5–7 главах Евангелия от Матфея и частично — в конце этой статьи). Она — одно из центральных мест не только Нового Завета, но и всей Библии. И по существу, она вся является одной большой неделимой Заповедью. В ней Иисус Христос открыл человечеству три новые реальности:

  • Духовная жизнь человека начинается не с поступков, а с мыслей;
  • в основе всех человеческих принципов должна лежать любовь (а не эгоизм);
  • у человека может быть две награды: земная и небесная. И ради какой награды жить — определяет сам человек.

новозаветные заповеди иисуса христа

Заповеди Христа: духовная жизнь начинается с мыслей, а не поступков

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно».
Из Нагорной проповеди Иисуса Христа

Мысль о том, что любому поступку предшествует мысль, кажется очевидной. Сначала мы что-то решаем — потом делаем. Даже спонтанным действиям предшествует мысль — с той лишь разницей, что перед импульсивными действиями мысль бесконтрольна.

Возможно, еврейский народ, встретив Христа, понимал все это. Однако у иудеев были на тот момент ветхозаветные заповеди, в которых вполне ясно обозначались истины: не укради, не убей. Они были непререкаемой святыней, и в них по большому счету ничего не говорилось про мысли. Такое положение нередко порождало религиозный формализм. В Евангелии — это образ фарисея: человека который исполняет все 600 ветхозаветных заповедей, но внутри него нет ничего общего с праведностью. В его «багаже» — только показное соблюдение устоев.

притча про мытаря и фарисея

Образ фарисея (справа) — один из самых ярких в Евангелии. Фарисейство стало олицетворением религиозного формализма. На иллюстрации изображена сцена из притчи про мытаря и фарисея.

В Нагорной Заповеди Иисус Христос дал людям новую высоту: чистота человека измеряется не поступками, а чистотой мысли.

  • Если ты в мысли подумал о человеке зло — ты уже разрушаешь Божественный замысел о себе.
  • Если ты помогаешь человеку, но делаешь это только чтобы похвалиться перед собой — этому поступку мало цены.
  • Если ты просто посмотрел с желанием на чужую женщину — ты уже совершил прелюбодеяние.

Если мысли человека полны дисгармонии и в них нет любви, то и поступки в конечном итоге ни к чему хорошему не приведут — либо не дадут пользы самому человеку.

А если мысли человека чисты, то и сам человек, и жизнь его будет чиста.

Заповеди Иисуса Христа: в основе любого действия — любовь (и кротость)

Любовь может быть разной. В человеческом понимании любви сопутствуют чувства, инстинкты или иллюзии.

  • Любовь матери к ребенку.
  • Любовь мужа к жене.
  • Любовь к домашнему питомцу или к работе.

Святые называют эту любовь неабсолютной, потому что такой любви присущи гнев, горечь и разочарование. Любовь человеческая — замечательное проявление, но она не абсолютна.

В Нагорной проповеди и новозаветных заповедях Христос говорил о Любви Божественной. Эта Любовь — не направление чувств, а состояние души и духа. Она — любовь кроткая. Любовь, которую не нарушают никакие земные волнения.

Иисус Христос предложил не бороться с реальной жестокой жизнью, но вознестись над ней — с помощи кротости. Кротость — не значит угнетенная забитость — угнетенный забитый человек не имеет кротости. Кротость — это полное доверие Богу и любовь ко всему, что дано Им в нашей жизни.

нагорная проповедь Иисуса Христа

Икона Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Заповеди блаженств — и вся Нагорная проповедь — говорят про то, что свободным человек становится тогда, когда окружающее зло и жестокость вообще не касаются внутреннего мира человека.

Человеку тяжело избавиться от земных эмоций и переживаний. Это почти невозможно и это удается только святым. Жизни всегда будут сопутствовать испытания и переживания. Но все они теряют свой трагизм, когда человек старается ощутить и взрастить в себе Любовь Божественную — кроткую любовь.

Именно такую жизнь олицетворяет Нагорная проповедь и в частности — Заповеди Блаженств из нее.

Заповеди Блаженств Иисуса Христа

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Христа: две награды — земная и небесная

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне»
Из Нагорной проповеди Иисуса Христа

Надсознание сегодняшнего общества просит от человека одного: стремиться стать счастливым при жизни. Элементы такого счастья просты:

  • Финансовый достаток (как правило, это означает успешную карьеру),
  • Умение хорошо выглядеть,
  • Быть на волне последних событий и тенденций,
  • Отдавать отчет в своих правах и защищать их,
  • Быть счастливым с точки зрения: «взять от жизни все».

одиночество в москве

Эти тезисы глубоко проникли в нашу цивилизацию, став целой системой убеждений, по которой живут миллионы человек. Но получается в итоге так, что погоня за счастьем и успехом делает человека несчастным — постоянно скованным и внутренне одиноким. А расслабление и полноту он ищет в забытье: веселье и алкоголе.

Это не морализаторство — это духовные законы, о которых также говорил во время Нагорной проповеди Христос.

Перед человеком стоят две реальности, видимая и невидимая. Видимая — это земной мир со всеми его стремлениями — яркими и соблазнительными для чувств. Земное счастье на первый взгляд эффектное и убедительное, но в итоге своем — конечное и не дающее человеку полноты, а только новые и новые стремления, основанные на тех же земных условностях.

Невидимая реальность — это духовная жизнь ради обретения Вечной жизни. Может быть, эта реальность на первый взгляд не такая яркая, но на деле — дающая внутренние силы для подлинной полноты и красоты жизни.

Раздваиваться между двумя реальностями человечески дух не в состоянии. Поэтому стремление к богатствам мира видимого умаляет силы духовные. С уходом духовных сил — наступает пустота.

см также: Одиночество в городе: почему оно возникает?

Это не значит, что нужно отрицать социальную жизнь и вести нарочито нищую жизнь. Это означает лишь то, что Бог у человека может быть один. А наличие множества мелких богов (бренды, кумиры) — нарушают человеческую гармонию и делают из человека существо смертное.

москва метро цветной бульвар

Вещи — это просто вещи, а кумиры — это просто люди. Человек становится целостен и по-настоящему счастлив только тогда, когда все его сердце и силы духа его устремлены к Вечной жизни и Христу. И тогда вся система ценностей меняется, и жизнь становится проще и на самом деле гораздо полнее.

Такова краткая суть Нагорной проповеди и новозаветных заповедей. Лучше прочитать Нагорную проповедь полностью, а ниже — мы приведем некоторые цитаты из нее.

Цитаты из Нагорной проповеди Иисуса Христа

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак — будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

«Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‑нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

«Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Икона Воскресения Христова

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!