Храм в Газетном переулке

Храм Успения Богородицы в Газетном переулке

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Газетном переулке — возле Телеграфа, в самом центре Москвы, два шага от Тверской улицы. Возможно, одна из самых необычных церквей в столице. Вернее — это храм с очень необычными традициями и особенным приходом.

Успенский храм в Газетном переулке — почему он особенный?

Эта церковь ломает стереотипы. Точнее, развенчивает одно из самых главных заблуждений: что Церковь настолько консервативна, что не терпит какой-либо инакости. Проще говоря, даже не пытается быть понятной современному человеку.

Храм в Газетном переулке. Вы увидите приход, в котором женщины свободно ходят без платков. Где внутреннее устроение храма аскетично — нет золота, нет живописных иконостасов: все очень просто.

Этот храм — едва ли не единственное место в Москве (или, по крайней мере, одно из очень немногих), где службы проходят на современном русском языке. Не полностью, но выборочно отдельные фразы в молитвах произносятся не на церковнославянском, а на языке понятном широкой публике (по моему, вместо «…и весь живот наш Христу Богу предадим» священник возглашает «…и всю нашу жизнь Христу Богу воздадим»).

Есть и другие отличия от устоявшихся традиций. Например, мне запомнилось, что часть молитв, которые в «обычных» храмах поет хор, здесь — поют всем храмом.

Служба на русском и другие «новшества» — как к этому относиться?

В этом храме в Газетном переулке присутствует попытка воссоздать дух ранних христианских служб, когда Литургия часто была не торжественным, — полным, казалось бы, церемониала, — действом, а действом живым — общинным, где все — вместе во Христе, истинные братья и сестры. Где нет иконостасов, отделяющих Таинство от людей. Где есть — сугубая, разделяемая каждым и неделимая во всех радость от Причастия и Литургии.

Еще одна цель настоятеля этого храма: поиск «языка», который будет понятен современному человеку: молодежи, людям постарше — всем тем, кто является частью этого Нового мира, который становится шире, свободнее, масштабнее и более вездесущий. Интернет, гаджеты, синхронизации, свобода личности, право самовыражения, любой страх перед закостенелым консерватизмом и т.д.

Но откуда тогда, лично у меня, ощущение противоречия от этого храма (первый раз даже возникла мысль, что это не православная церковь)? Почему, заходя туда, не ощущаю ничего и сразу спешу в соседний храм — в Брюсовом переулке, где все «традиционно» и «консервативно»? Почему мне роднее ладан и позолота?

Может быть, потому что те раннехристианские общины, по духу и форме которых мы иногда тоскуем, были рождены трепетом ко Христу, Дыханием Духа Святого и общей Сокровенной Любовью, а не — «духом времени» и стремлением «быть понятным»?

Церковь Успения Богородицы в Газетном переулке

Храм Успения Пресвятой Богородицы, 2006 год, вид с Газетного переулка.

Ну и как Церкви говорить с современным человеком?

Когда-то этот вопрос мне казался очень важным. Сейчас мне кажется, что этой проблемы нет вообще.

С современным человеком — если под ним подразумевать именно тот тип людей, который во главу угла ставит рацио, свою «убежденность» или «желание понять самому» — говорить словами смысла нет. С ним можно говорить только языком Святого Духа.

Церковная традиция это не сам Святой Дух, но она оберегает Его.

Уходя от традиций вот так — резко и очевидно, — можно действительно какие-то вещи сделать более понятными и дружелюбными современному человеку. Но при этом — никогда не опуститься на ту глубину (или не подняться на ту высоту), где «ангелы поют» и Дух Святой меняет Природу человека.

Узнавай.про в Фейсбуке!