Что такое творчество?

что такое творчество

Что такое творчество? Откуда у человека возникает желание творить? Что такое искусство? И зачем искусство нужно?

Творчество — создание мысли из ничего

Когда говорится о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, имеется ввиду именно это — способность человека творить. То есть, создавать что-то из ничего. Мысль, картину или образ в своей голове.

Творчество, — в отличие от повседневных забот и быта, — это произведение, которое создается без прямой жизненной необходимости. Имея потребность написать стихотворение или поделиться в рассказе какой-то историей, это делается не с расчетом — об этом просит душа.

Произведения искусства создаются для того, чтобы тронуть человека за душу или привести в движение его дух. Создать красоту из ничего. Проникнуться ею самому и поделиться с другими.

Понятно, что мир искусства и мир творчества также сопряжен с финансами. Писатель, сделавший писательство своим заработком, понимает, что должен к указанному сроку подготовить роман, иначе ему не на что будет жить. Музыкант готовится к концерту, чтобы не сорвать планы организаторов и чтобы те, а вместе с ними и сам музыкант, не понесли убытков. Это область профессиональных обязанностей. И все это не обнуляет факта, что душа человека, — вне зависимости от того, что за человек перед нами и в каких обстоятельствах он находится, — стремится к прекрасному.

творчество писателя

Творчество — порыв души

Стремление к прекрасному — это свойство нашей души. Душа лежит вне психологии и рассудка. Она — частичка вечности в нашем естестве. Она живет по своим законам и не подчиняется законам внешнего мира. Отсюда рождаются депрессии и чувство пустоты — это моменты, когда душе пусто, хотя казалось бы, у человека есть все, чтобы быть удовлетворенным. Отсюда же рождаются не поддающиеся контролю перепады настроения: это душа живет по своим законам и законы эти отличаются от принятых у нас, на Земле.

Душа — явление из другого мира, мира Вечной Жизни и блаженств. И ее призвание — по возможности помочь человеку соприкоснуться с другим миром уже здесь, на земле.

В богословии, — в частности в христианском, — есть объяснение происходящему.

Когда-то, — во времена, о которых никто не помнит, — человек был частью вечности. Он был другим, жил вне времени и расстояний. Он в полном смысле был образом и подобием Бога. Его силы и возможности были таковы, что человек наделил характером каждое животное, которое населяло землю («дал им имя»): ленивец стал ленивцем, землеройка — землеройкой, гиппопотам — гиппопотамом.

Адам Ева и Животные

А потом случилось непоправимое. В Библии это описывается, как история про Адама и Еву, которые съели плод с запретного дерева. Человека потерял вечность в себе и оказался в привычном нам пространстве — скованный временем и расстояниями. Скованный смертью и болезнями. Окованный всем тем, что составляет сейчас нашу жизнь.

Началась новая история «обветшавшего» человека.

Напоминанием же о прошлом осталась для него душа. И таким же напоминаниям остаются ее стремления — вернуться в тот Рай, в котором она пребывала.

Творчество и тяга человека к искусству — это следствие попыток души вырваться из повседневного быта и поднять мысли человека на новую высоту. Вернуться хотя бы вот таким образом, — через живопись, литературу и музыку, — в мир, где теряют любую значимость суетливые законы светского бытия. Вернуться в Рай.

творчество на фортепиано

Творчество: диалог творца и зрителя

Замечательное свойство нашего мира — что у каждого человека своя мера и свое предназначение. Один силен в одном, другой — в другом, третий — в третьем. Есть более чувствительные и чувственные люди — есть менее.

Есть люди, которые рождены для монашества, есть люди, которые для него не рождены.

Есть люди, рожденные быть творцами, есть те — которые следуют им.
Писатели, художники и музыканты создают свои творения, чтобы поделиться своим миром. Слушатели, зрители и читатели — принимают их творения.

Желание написать стихотворение возникало у многих из нас. Многие хотя бы раз пробовали написать небольшой рассказ. Совсем немногие устраивают свою жизнь так, что творчество становится неотъемлемой частью их жизни-либо профессиональной деятельностью, либо постоянным занятием вне работы.

лампа и стол

Мир искусства — это союз, в котором обе стороны связаны. Творец — создает, потому что хочет поделиться и увлечь своей мыслью. Зритель — с радостью принимает этот подарок и на какое-то время, — читая книгу или посещая выставку, — вырывается из привычного мира.

Быть творцом — это ответственность. Быть зрителем — ответственность не меньшая. (Зритель — такой же творец. Он смотрит на произведение искусства, слушает музыку, читает книгу — и также рождает внутри себя переживания. Так же окружает произведения искусства своим вниманием. Переживает такой же, — по своему духовный, — опыт).

Что такое творчество?

Корни творчества лежат в двух стремлениях. Во-первых, в стремлении души вознести самого человека на новую высоту. И во-вторых, в стремлении человека поделиться своим миром и переживаниями. Стать своего рода «духовным» лидером — пускай и для ограниченной группы людей: зрителей, слушателей и читателей.

Сами истоки творчества в человеке также могут быть двоякими.

  • С одной стороны, творчество может быть исповедью — и это мотивация для большинства художников, писателей и музыкантом сегодня.
  • С другой — желанием поделиться светом, который переполняет человека.

В зависимости от того, что движет творцом, будет различным глубинная суть его произведения и его итоговая, внесоциальная и безусловная ценность.

Творчество, как исповедь

абстрактное творчество

Творчество, как исповедь — это путь, наверное, большинства творцов последних нескольких веков. Творец — человек, слушающий себя больше остальных и поэтому переживающий те или иные моменты жизни наиболее остро.

Одиночество. Неразделенное чувство или просто внутренняя боль. Человек ощущает зов души, которая остро нуждается в самовыражении. Человек сам ощущает острое желание самовыражения — потому что после того, как он поделится своими переживаниями, поделится в той полной мере, в которой только может, в его естестве на определенное время устанавливается целостность.

Так рождаются большинство музыкальных произведений, романов и картин. В их основе — стремление человека получить освобождение и получить ощущение полной реализации после того, как произведение будет рождено.

Однако такое творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость. Ощущение целостности проходит и снова наступает тягостный период невысказанности. Душа опять томится. Человек опять не находит себе места. Ему опять нужно творчество.

что такое творчество

Творчество, как свет

Это — другая сторона творчества. И она принципиально отличается от исповедальнической, потому что само состояние человека при этом другое.

Человек внутренне спокоен и целостен, но свет так переполняет его, что он не может им не поделиться.

В этом искусстве нет боли, нет надрывных ноток. В нем, самое главное, нету желания самовыражения. В нем — только свет и радость. В нем нет страха художника оказаться непонятым. И у самого человека нет страха остаться непонятным, потому что ему это не важно. Он просто старается поделиться той плотной полнотой, что переполняет его. Даже, правильнее сказать, что это не он делится — а свет сам льется через него.

Таких произведений меньшинство. Хотя, есть целое направление, которое подразумевается именно такой подход к творчеству — иконопись.

Ни одна из икон не является плодом самовыражения автора. Каждая икона — это попытка человека передать тот свет, который несет в себе облик святого или события, которое изображается на иконе.

Икона 15 века

Икона Торжества Православия, Константинополь, XV век

Искусство — замена духовной жизни?

В человеке живет дух — и творцы, как никто другой, чувствительны к движениям души и духа. Они смотрят на мир иначе, потому что глубже, чем остальные, смотрят внутрь себя. По сути, творчество является формой духовной жизни.

Глубокий художник, или писатель — своего рода духовные лидеры для своей паствы.

Возможно, если бы все художники, композиторы и писатели жили в безоговорочно религиозном обществе или окружении, они стали бы монахами и священниками — потому что ими, как монахами и священниками, движет одно — познание себя, жизнь в духе и желание дать свет окружающим.

Почему искусство — это все-таки подмена, а не замена духовной жизни?

Но почему мы все-таки говорим о подмене — словно принижаем искусство перед духовным опытом?

Некоторые святые отмечали (а вообще говоря — жизнь не раз показывала), что у людей, ведущих полноценную духовую жизнь, пропадает болезненная тяга к самовыражению. Словно, душа, обретая полноту в молитве и богообщении, перестает нуждаться в чем-то еще.

Архимандрит Софроний (Сахаров) примерно так и описывал свою жизнь. До пострижения в монахи он был достаточно известным художником в России, а затем во Франции. Своим умом он глубоко видел природу вещей и душа его не находила покой в искусстве. С одной стороны, переживания, которые вызывала живопись, были глубокими, а с другой — внутренне было ощущение того, что ни на один вопрос нет ответа. Получался замкнутый круг.

Софроний (Сахаров)

Архимандрит Софроний (Сахаров).

После того, как он стал монахом и начал вести подвижническую жизнь, боль и одиночество в его душе пропали. С тех пор он не написал ни одной картины — и только к концу жизни вернулся к иконописи (к этому последнему, по его мнению, настоящему правильному творчеству).

Душа на самом деле тянется не к самовыражению — а к вечности. Искусство — одна из форм адаптаций этого чувства. Но мир искусства по своей сути исчерпываем. Творчество, которое идет от жажды самовыражения, пробуждает в человеке жажду духовного опыта, но не утоляет его.

Единственное, что по-настоящему утоляет духовный голод — общение с Богом. Речь не только о некоей общей, скажем, воцерковленности (когда человек ходит в храм и читает утром и вечером молитвенные правила) — речь именно о жизни на совершенно другом внутреннем уровне. На том уровне, где присутствуют такие понятия, как Вечная жизнь, Бог, полное доверие Богу и Его промыслу, полное понимание того, что человек без Божией помощи не может ничего.

Молитва становится для души главным творчеством. Из ничего создаются мысли, обращенные не к себе, не к миру вокруг, а к Богу — к Вечной Жизни. Молитва — это абсолютное творчество, которое пролегает вне каких-либо условностей и земных тяготений.

Монах молится

И словно по мановению волшебной палочки, при таком образе жизни в человеке пропадает жажда творческого поиска. Человек, словно, успокаивается и научается оставаться наедине с собой и своими мыслями.

Больше нету панических страхов, что не удается написать стихотворение или какой-то текст. Больше не расстраивает то, что уже долгое время в голове не рождается нужная мелодия или картина. Это больше не важно. Появляются ценности выше. Человек остепеняется.

И лишь в какой-то момент — возможно — человек снова возвращается в творческую стезю, но уже с совершенно другим настроем и посылом. Не с задачей заполнить какую-то душевную пустоту и «выговорится», — а поделиться тем светом, который уже больше невозможно держать внутри себя.

пейзаж Левитана

И такие произведения рождаются лучше и проще всего, потому что в них нету никакой формы страха — а только любовь к ближнему и желание поделиться с миром той радостью, которая в глубине души установилась.

В этом творчестве нет боли, в нем нету страдающего автора. В нем есть только настоящее безоговорочное стремление к добру и свету.
И зрители этого произведения выносят для себя из него тот же свет и добро.

И это — (не считая молитвы) — самая гармоничная (если не сказать, правильная) форма творчества.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

икона написанная софронием сахаровым

Икона Спасителя, написанная архимандритом Софронием (Сахаровым).


Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь!