Архимандрит Софроний (Сахаров): художник, который стал святым

Софроний (Сахаров)

Старец Софроний (Сахаров) был канонизирован в конце 2019 года Константинопольской православной Церковью. Его жизнь — это необычный путь от талантливого художника до афонского старца-отшельника. Но почему архимандрит Софроний (Сахаров) покинул Афон? И почему некоторые считают его главным христианским мыслителем нашего времени?

Где родился старец Софроний (Сахаров)

Архимандрит Софроний (Сахаров) — москвич. И дом, где он жил первые годы, до сих пор сохранился — улица Гиляровского, 16а — в двух шагах от метро «Проспект мира».

Софроний (Сахаров) родился в 1896 году в семье преуспевающего ремесленника,  и, отчасти, это предопределило многое — у мальчика была возможность проявлять свои творческие способности, он увлекся живописью. В 1918 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.

В 1922 году, — будучи молодым человеком, — он эмигрировал в Европу. Ни христианства, ни мыслей о монашестве в его жизни еще не было.

Софроний Сахаров автопортрет в юности

Сергей Сахаров (будущий архимандрит Софроний) — автопортрет в юности.

Софроний (Сахаров) — художник

Говорят, творческие способности — это отражение духовной одаренности человека. Если так, то судьба архимандрита Софрония (Сахарова) — яркое доказательство этой идеи.

Картины будущего старца Софрония выставлялись в парижских галереях, и некоторые из них высоко ценились. Сам он интересовался современными течениями в живописи, жил соответствующим кругом общения — хотя и выделялся тем, что как можно больше времени старался проводить в собственной студии: за работой и размышлениями.

рисунок софрония сахарова

Одна из «до-афонских» работ Сергея Сахарова, будущего архимандрита Софрония.

Главный итог этих размышлений — внезапно для многих молодой художник покинул Францию, не прожив там и пяти лет. И его новым местом жизни стала святая гора Афон.

Сам архимандрит Софроний рассказывал, что в какой-то момент почувствовал, а затем и понял для себя окончательно, что вдохновение и любой творческий опыт по-своему конечен и имеет предел. В то время, как религиозные поиски, которые он вел параллельно, давали его душе более полные ответы. Некоторые же духовные переживания оказались настолько сильны и глубоки, что после них любое искусство и светская жизнь потеряли смысл вовсе.

В таких случаях принято говорить: Христос явил себя молодому человеку и призвал на монашеское служение.

Архимандрит Софроний и старец Силуан

Призвание быть афонским монахом — наверное, мечта любого инока. Иметь наставником святого старца — великий дар Божий.

Будущий архимандрит Софроний первые годы жил в русском Пантелеимоновом монастыре — на тот момент самом многочисленном (более 1500 человек братии!) и преуспевающем на Афоне.

Афонский Пантелеимонов монастырь, фото начала XX века.

Афонский Пантелеимонов монастырь, фото начала XX века.

(Совсем скоро ситуация поменяется: лишившись финансовой поддержки и потока монахов из коммунистической России, монастырь постепенно начнет «вымирать», пока ко второй половине XX века в нем не останется едва ли десяток иноков).

В  монастыре Софроний познакомился со старцем Силуаном. Тогда еще преподобный Силуан не был канонизирован. Духовные дарования старца открывались только тем, кто близко с ним общался.

силуан афонский

Преподобный Силуан Афонский.

Между двумя монахами возникла сильная духовная связь. Старец Силуан сильно повлиял на Софрония (Сахарова) — а возможно, в чем-то сформировал его.

Позже архимандрит Софроний напишет о преподобном Силуане книгу, которую так и назовет — «Старец Силуан» — та будет переведена на множество языков, найдет десятки тысяч читателей и многих приведет к православию. (Недавно мы составили рейтинг православных книг, и там подробно рассказывается о ней. Почитайте!).

После смерти старца Силуана иеромонах Софроний переселился на Карули — место самого строгого отшельничества на горе Афон.

Софроний Сахаров и отшельничество на Карулях

Отшельников, которые живут на отвесных карульских скалах, описывают так. Они почти не едят и не пьют. К ним никак не добраться, кроме как по веревочным дорогам. Они по возможности хранят себя от общения с окружающим миром.

Но это описание внешней стороны их жизни. Внутренняя их жизнь — вплоть до дыхания — состоит из одной лишь молитвы. Духовные опыты отшельников могут достигать таких высот, что их не описать словами. Архимандрит Софроний (Сахаров) признавался, что порой созерцал Нетварный Свет — в такой форме Господь иногда является исключительным подвижникам.

Карули

Одна из келий на отвесных скалах, которыми славятся афонские Карули.

В период жизни на Карулях старец Софроний (Сахаров) также был духовником монастыря святого Павла. Быть духовником монастыря — еще один признак того, что монах (или старец) высоко почитаем братией, и, вероятнее всего, имеет Богом данную мудрость.

Говоря мирским языком, монах Софроний имел безупречную «репутацию». И кто знает, как бы сложилась его жизнь, останься он на Афоне на всю жизнь? Возможно, мы бы о нем и не узнали, как не знаем о тысячах иных афонских подвижниках. Или бы знали, но — со слов других.

Сложилось же все иначе. Вскоре после Второй мировой войны Софроний (Сахаров) покинул Святую гору и вернулся в Европу.

архимандрит софроний сахаров

Архимандрит Софроний (Сахаров).

Почему архимандрит Софроний Сахаров покинул Афон?

Сам старец Софроний объяснял отъезд так: переехав ненадолго в Европу, он мог выполнить благословение старца — написать книгу и сделать так, чтобы она не затерялась безвестности. Вернуться же на Афон не позволило резко ухудшившееся здоровье.

Есть еще одна версия: что причины были политические, которые коснулись на самом деле не только старца Софрония, но и Афон в целом.

Речь о Второй мировой войне и периоде, когда представители немецко-фашистской Германии приезжали на Афон. На тот момент было ясно: немцы решали, что им делать со Святой Горой, которая относилась к оккупированой Греции.

На несколько лет некоторые афонские монахи оказались в той же роли, в которой более 70-ти лет пребывали все советские архиереи — их задачей было сохранить Церковь. Иногда ради этого приходилось идти на сделку с совестью или совершать поступки, которые так легко осудить спустя годы, в спокойное мирное время.

1941 год. Немецкие военные и афонские монахи.

Известно, что иеромонах Софроний (Сахаров) проводил представителям Германии экскурсии по некоторым святыням Афона — на них он, как минимум, выступал переводчиком. Известно, что после окончания войны на Афоне были волнения: как поступать с монахами, которые «шли на отношения» с фашистами — причем вопрос стоял не только на внутри-афонском, но по-видимому, и на государственном, греческом уровне.

Прямых доказательств этому нет, но есть вероятность, что именно общение с немцами стало одной (или решающей) причиной для отъезда иеромонаха Софрония со святой Горы.

После Афона он несколько лет жил в Париже, а затем переехал в Великобританию, где основал православный монастырь и провел там остаток своей жизни (он умер в 1993 году).

Монастырь Святого Иоанна Крестителя (Эссекс)

Монастырь Святого Иоанна Крестителя, основанный Софронием (Сахаровым) в графстве Эссекс, Великобритания.

Можно с уверенностью сказать — именно возвращение в Европу подарило всем нам архимандрита Софрония (Сахарова). Вне Афона он не только занимался монастырскими делами, но и работал над книгами, многие из которых позже были изданы в России и других странах. Именно по их страницам можно сложить наиболее полное впечатление о уровне богословской мысли старца Софрония.

Книги и богословие Софрония (Сахарова)

Самая известная книга — «Старец Силуан». Мы уже рассказывали о ней. Это большой труд, в котором не только излагается жизнь святого, но и подробно — словно, под микроскопом, — рассматривается духовная жизнь человека в целом.

книга старец силуан

Кроме нее, на русском выходили книги «Видеть Бога, как он есть», «О молитве», «Аз есмь», «Подвиг Богопознания», «Таинство христианской жизни» и другие.

Всех их объединяет одно: старец Софроний описывает христианскую духовную жизнь так, какой она открылась ему на Афоне и, в частности, в общении со старцем Силуаном.

В описании духовных процессов архимандрит Софроний (Сахаров) затрагивает такие глубины, за которыми уже распадаются слова и остается только вечность. Так писали и святые отцы первых веков, но архимандрит Софроний находит слова понятные современному человеку.

архимандрит софроний сахаров фото

Архимандрит Софроний (Сахаров).

Есть мнение, что как преподобный Игнатий Брянчанинов раскрыл суть христианского пути для своего времени (XVIII–XIX века), так это же, — но уже для нашего времени, — сделал своими книгами архимандрит Софроний (Сахаров).

В конце этого текста мы собрали некоторые его изречения и цитаты. Посмотрите их!

Архимандрит Софроний — иконописец

Иконопись старец Софроний считал последним оставшимся на земле искусством. Подразумевая, что только в иконописи сохранилась та верная «расстановка» приоритетов, когда творческое эго автора отходит на второй план.

Отдельные попытки в иконописи Софроний (Сахаров) совершал еще на Афоне, но в полной мере вернулся к этому занятию в Великобритании.

Вот некоторые из написанных им икон:

Спаситель:

икона написанная софронием сахаровым

Богородица и Младенец:

икона написанная софронием сахаровым

Спаситель:

икона написанная софронием сахаровым

Икона преподобного Силуана Афонского:

икона старца силуана написанная софронием сахаровым

Канонизация Софрония (Сахарова)

Константинопольская православная Церковь (Святого гора Афон находится под ее юрисдикцией) канонизировала архимандрита Софрония в конце 2019 года, причислив к лику преподобных.

Русская православная Церковь старца Софрония пока не канонизировала. Возможно, это случится в скором времени.

икона преподобного софрония сахарова

Икона святого Константинопольской православной Церкви Софрония (Сахарова).

Изречения старца Софрония (Сахарова)

«Вся наша земная жизнь от рождения до последнего вздоха в своем конечном завершении предстанет как некий единый, непротяженный акт. Его содержание и качество возможно увидеть в один миг. Представьте себе сосуд идеально чистого стекла полный воды; с первого взгляда можно сказать — чиста ли вода, или нет, и насколько. Так будет с нами по переходе в иной мир. Всякое движение, даже мимолетное, сердца или мысли оставляет некий след в общей сумме нашей жизни».

«Когда человек всем сердцем начинает вопиять к Богу, то в какие-то моменты, непредвиденные обычно, Бог дает ощутить Себя с такой силой, что человек уже реально ощущает и самого себя причастником вечности».

«Бог часто не отвечает на наши молитвы. Он МОЛЧИТ. Его молчание для многих является показателем того, что „Бога нет“, „Он умер“. Но если бы мы подумали, в какое положение мы ставим Бога нашими страстями, то видели бы, что у Него нет иного пути, как только молчать. Мы ищем от Него встать на нашу сторону в наших неправдах… МОЛЧАНИЕ Бога есть ответ на наши неправды, самый красноречивый, самый благородный».

«В начале покаяния преобладает горечь, но вскоре за тем мы видим, что в нас проникает энергия новой жизни, производящая чудесную перемену ума. Само покаянное движение предстает как обретение Бога любви. Пред духом нашим выявляется все яснее неописуемо великолепный образ Первозданного Человека. Узрев сию красоту, мы начинаем сознавать, какому страшному искажению подверглась в нас первичная идея о нас Творца».

«За время нескольких десятилетий моего духовнического служения я с печалью убедился, что редки люди, уразумевшие чувством сердца подлинную природу греха. Обычно они стоят на уровне человеческой морали, и если когда и поднимаются над ним, то все же недостаточно».

«Та любовь, которую проявил Сам Христос, есть совершенство. Но мы не способны к этой любви по гордости своей. Господь ожидает от нас „повторения“ Его жизни на Земле — весь Мир спасся бы, стань каждый на путь подражания Христу „отдавать свою жизнь, чтобы жили другие“. А сколько людей противятся этому!»

«Отсутствие детей в наше время считается привилегией. Для родителей дети — это мученичество. Либо же, родители творят из своих детей идолов: живут с ними всю свою жизнь и отождествляют себя с ними. Это — неправильно. Мужчина берет в супруги женщину как помощника в их взаимном совершенствовании. А дети — это Дар Божий. Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться».

Старец Софроний (Сахаров)

Старец Софроний (Сахаров)


Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Узнавай.про во ВКонтакте!